Консультация для родителей "Информационная безопасность детей. Осторожно мультики!"
24.03.2023Консультация для родителей.
Тема: «Информационная безопасность детей. Осторожно мультики»
С 1 сентября 2012 года в России вступил в силу
Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" № 436-ФЗ.
Цель принятия этого закона - установление правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому и духовному развитию. Двадцать первый век считается эпохой информации, которую мы получаем, слушая радио, читая газеты и журналы, смотря на экран компьютера, сотового телефона, телевизора, где в настоящее время можно увидеть много сцен насилия и жестокости.
Детское самосознание несформированно, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушённые зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны средств массовой информации.
Телевизионные передачи переполнены демонстрацией грубой физической силы, нецензурной бранью, описанием преступлений, популяризацией преступного мира, в результате:
· дети–дошкольники обучаются агрессивному поведению;
· при столкновении с насилием в реальности дети затрудняются быстро и правильно среагировать;
· затруднено формирование гуманных отношений к людям;
· повышается уровень страха и тревожности у дошкольников;
· воспоминания о насилии, могут преследовать детей долгое время, оказывая негативное влияние на эмоциональную сферу.
Нужно ли и можно ли смотреть телевизор малышу? По этому поводу существуют разные мнения. Давайте разберемся, какую пользу может принести телевидение для ребенка и чем оно может быть для него опасно.
Нельзя полностью отрицать положительное влияние телевизора, как источника информации. Без просмотра мультфильмов, детских передач не обойтись. Они способствуют развитию ребёнка, формированию его мировоззрения, он лучше познает мир, узнает много нового. Кроме того, есть очень много интересных познавательных программ, которые не только развивают кругозор, могут с успехом применяться в учебном процессе. Но опять же, телевизионные передачи должны только лишь дополнять основной процесс обучения.
Однако и вред телевидения в настоящее время нельзя отрицать. Постепенно оно превращается в школу разврата. Наиболее сильно влияние телевизор оказывает на детей, так как взрослый человек может понять, что не всё, увиденное им в фильмах и шоу является нормой. Детский мозг устроен совершенно по-другому, чем мозг взрослого человека, который обладает огромным количеством фильтров. Маленький человек абсолютно все воспринимает взаправду, полностью доверяя всему увиденному. Он еще не может адекватно апеллировать категориями добро и зло, хорошо и плохо. Детский мозг воспринимает увиденное не просто как поток информации, а как руководство к действию. Так, сцены насилия ведут к тому, что человек потихоньку привыкает к обесцениванию жизни: различные боевики и триллеры учат тому, что человека убить очень легко. Дети, насмотревшись кровавых сцен, утрачивают страх перед смертью, и считают, что жизнь легко может быть прервана. Возможно, именно отсюда участившиеся случаи суицида. Второй неприятный момент – это падение нравственности и культуры. Реалити-шоу настолько крепко внедряются в подсознание, что многие дети начинают вести себя так же, как их герои. А ведь в подобных программах показывается общение, полное ссор и ругани, общение, доходящее порой до рукоприкладства, тогда как в жизни, напротив, следует стремиться к бесконфликтности. Кроме того, идет сплошная пропаганда красивой жизни. Кино и сериалы нацеливают на то, что богатым стать легко и просто: деньги приходят сами собой. Из-за этого многие, особенно школьники, уходят от реальности в фантазийные миры. На экране дети видят другой мир, находят то, что им недоступно в нашем мире. В фильмах – пляжи, отдыхи, деньги, а здесь все серо и скучно. Если слишком много думать об этом, можно дойти даже до самоубийства.
Все дети обожают смотреть мультфильмы. Для детского сознания мультфильм – не вымысел, а ожившая реальность и все герои действительно существуют, поэтому так сложно оторваться от голубого экрана. Без сомнения, события, происходящие в мультфильме, развивают воображение и мышление малыша, формируют его мировоззрение. Персонажи любимых мультфильмов – друзья ребенка. Они учат его взаимодействовать с окружающим миром, формируют представления о добре и зле, учат справляться с трудностями. Дети всегда ассоциируют себя с главными героями (мультиков, фильмов, книг). Причем нередко они перенимают не только манеру поведения героя, но и его душевные качества. Поэтому очень внимательно относитесь к тому, что смотрит ваш малыш. Ведь есть немало мультфильмов с непривлекательными и опасными персонажами.
Телевизор - источник большого потока информации. В основном эта информация поступает в зрительной форме. Это большой объем. По своей емкости зрительный ряд намного превосходит другие способы подачи информации. По данным специалистов - 1 картинка заменяет 1000 слов. То есть два часа просмотра телевизора равносильно прочтению нескольких толстых книг. Это огромная перегрузка. Ребенок не в состоянии усвоить такой объем информации за короткий отрезок времени, он утомляется. Примеры этого мы видим постоянно. Наверное, каждый из нас замечал, что после просмотра телевизора наши дети с трудом справляются с домашними уроками, они рассеяны, жалуются на усталость, головную боль и т. д.
Как уменьшить отрицательное воздействие телевизора?
Строго лимитируйте время пребывания ребенка у телевизора. Выбирайте короткометражные фильмы, а длинные или многосерийные смотрите в несколько заходов.
Запретить просмотр передач, где демонстрируются сцены жестокости и насилия.
Обсуждайте с ребенком увиденное.
Не заменяйте живое общение просмотром мультфильмов. Малыш чувствует, когда родители включают телевизор, чтобы отдохнуть от него. Крохе важнее личное общение.
Читайте с ребёнком вслух. Это развивает образное мышление. При выразительном чтении возникают зрительные образы. При чтении ребенок устает намного меньше. Когда ребенок читает, он находится в творческом состоянии, так как в это время у него работают оба полушария мозга. Во время просмотра телепередач работает только одно полушарие, через какое-то время возникает утомление. Во время чтения происходит переключение работы одного полушария на другое. Утомление возникает намного позже. Чтение вслух развивает речь. При этом тренируется голосовой аппарат - мышцы лица - и голосовые связки. Текст запоминается лучше, так как участвует также и слуховая память. Даже читая про себя, обогащается словарный запас. При чтении ребенок проговаривает текст про себя, чего не происходит при просмотре телепередач.
Конечно, нельзя выключить сразу все телевизоры или запретить детям смотреть телепередачи. Но надо следить, чтобы телевизор не являлся единственным источником развлечений, а тем более способом отдыха.
Надо научить ребенка постоянно узнавать что-то новое, сделать его жизнь насыщенной и богатой. Если ребенок постоянно сидит перед телевизором, это говорит о том, что ему нечем заняться.
Уважаемые родители, помните!
1. По данным психо-физиологов, детям до двух лет телевизор противопоказан, детям от 2-6 лет можно смотреть телевизор от 15 до 40 минут в день, начиная с 6 лет - не более 1 часа в день.
2. Родители должны регулировать «отношения» ребёнка с телевизором, контролировать, то, что он смотрит. Целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны Вашим детям как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном.
3. Телевидение не подходит на роль главного воспитателя. Экран не заменит мамины сказки, разговоры с папой.
4. Постоянное проведение свободного времени у телевизора лишает ребенка полноценного детства. У него почти не остается времени на самоорганизацию, когда он сам или в компании сверстников мог бы придумывать себе игры, т. е. учился бы самостоятельности.
5. Избыточность информации – это тоже информационное насилие.
С каждым годом растет количество дошкольников-пользователей Интернет-сайтов. Однако часто дети встречаются с нелегальной и агрессивной информацией, подвергаются виртуальным домогательствам. Задача родителей грамотно воспитывать в детях компьютерную культуру. Взрослым необходимо анализировать и выбирать те ресурсы, которые могут помочь в воспитании и развитии детей.
А так же, следуя нескольким простым правилам, вы сможете обезопасить ребенка, от опасностей кроющихся во всемирной «паутине» :
Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине» :
Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернет, особенно на этапе освоения.
Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернет, чтобы вовремя предупредить угрозу.
Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть:
Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.
Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью.
Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернет, особенно путем отправки sms, – во избежание потери денег.
Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.
Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети:
Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля и антивирус.
Если ваш ребенок остается часто дома один, ограничьте время пребывания вашего ребенка в Интернете.
Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.
Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные.
Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал Ваш ребенок.
Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей :
Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.
Не стоит думать, что Интернет – это безопасное место, в котором ваши дети могут чувствовать себя защищенными. Существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.
Мощное воздействие на подростков, их нравственные установки оказывает широко распространяемая кино- и видеопродукция, напичканная сценами убийств, грабежей, разбоев, хулиганства, изнасилований, самоубийств и других преступных и антиобщественных проявлений.
В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей. Зачастую дети принимают всё, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиа грамотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников.
Поэтому проблема защиты физического и духовно-нравственного здоровья детей в современной медиа-среде становится все более актуальной в связи с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе, а численность несовершеннолетних пользователей увеличивается.